Квантовая передача информации по ВОЛС пока отстает от квантовой телепортации!

В произведениях научной фантастики до сих пор было описано немало технологий и устройств, которые во время создания повестей, рассказов и романов этого литературного жанра были невыполнимы, но затем были воплощены в нашу жизнь.

Среди тех сказочных явлений, которые выдумали писатели-фантасты и оказались пока неосуществимы, телепортация (перемещение вещества и энергии по «немеханическим и полевым» каналам) стала, пожалуй, самым «твердым орешком, неразгрызенным» современной физикой. Однако в области информационных технологий телепортация данных уже не подлежит сомнению, по крайней мере с 1993 года, когда в авторитетном научном журнале Physical Review Letters была опубликована статья о квантовой телепортации информации с помощью «запутанных» (другое название – «сцепленных») квантово-механических объектов – фотонов света (см. также - квантовые сети передачи данных в России).

Через четыре года эта теория была реализована в эксперименте на расстоянии нескольких десятков сантиметров. А затем – «поехали»! – Во многих лабораториях мира начались работы по разработке оборудования для квантовой телепортации информации и, естественно, по закону диалектики «количество перешло в качество»: с каждым годом расстояние телепортированной информации росло и продолжает расти. В 2012 году группой сотрудников Института квантовой оптики и информации Венского университета под руководством Антона Цайлингера осуществлена передача данных с помощью квантовой телепортации по воздушному каналу связи на расстоянии 143 км.
В области передачи данных по оптоволокну (а это на сегодняшний день основной канал широкополосного доступа в Интернет) до сих пор рекордные достижения были более скромны – 800 м. Но вот недавно группой сотрудников государственного Университета Калгари (Канада) создана квантовая система, которая, используя не задействованный местной телекоммуникационной компанией на время эксперимента участок оптоволоконной сети города Калгари длиной 6,2 км, успешно осуществила передачу тестовой информации по технологии квантовой телепортации. Канадские ученые уверены, что разработанная ими технология сможет работать и на больших расстояниях.

См. также: